Мониторинг заработной платы работников здравоохранения Челябинской области за 10 месяцев 2016 года

    Для  обеспечения достойной и справедливой оценки труда, стимулирования эффективного и качественного труда, особое внимание Комитета Профсоюза в 2016 году было направлено на осуществление контроля за реализацией Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетной сферы, принятой Правительством Российской Федерации (распоряжение от 26 ноября 2012 г. № 2190-р), «дорожной карты», утвержденной Распоряжением Правительства  Челябинской области  от 29.04.2013 г. №107-рп.

     В государственных и муниципальных учреждениях системы здравоохранения Челябинской области проводятся мероприятия по достижению целевых показателей повышения средней заработной платы медицинских работников, утвержденных Распоряжением Правительства Челябинской области от 29.04.2013 №107-рп. Для достижения цели по повышению заработной платы привлекаются средства на заработную плату за счет всех источников финансирования (бюджет, средства ОМС, средства от приносящей доход деятельности и др.).

     Отделом правовой и социальной защиты Челябинской областной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ систематически проводится мониторинг заработной платы работников здравоохранения области. 

     Анализируя статистические данные за пять лет, можно отметить повышение уровня средней заработной платы по всем категориям работников.

      При расчете средней заработной платы, согласно методики, учитываются все виды выплат за работу, осуществляемую как в пределах, так и за пределами установленного рабочего времени, за дополнительный объем работы. А в связи с недоукомплектованностью штатов объёмы этих дополнительных видов работ существенны. 

     Распоряжением Правительства Челябинской области от 07.12.2016г. №700-рп внесены изменения в план мероприятий («дорожную карту»), утвержденную распоряжением Правительства Челябинской области от 29.04.2013г. №107-рп, и   на 2016 год установлен новый индикативный показатель по младшему медицинскому персоналу. Контрольные цифры по средней заработной плате  рассчитаны исходя из среднемесячного дохода от трудовой деятельности 28 540,9 руб.

Категория персонала

Индикатив (%)

Абсолютное значение, руб.

Врачи и работники с ВО, предоставляющие мед. услуги

159,6

     45 551,28 

Средний медицинский персонал

86,3

    24 630,8

Младший медицинский персонал

52,3

    14926,89

     По итогам работы за 10 месяцев 2016 года по здравоохранению области достигнуты индикативные показатели, утвержденные региональной «дорожной картой» по врачам и среднему медицинскому персоналу. Индикативные показатели перевыполнены по врачам в 35,8% медицинских организациях, по среднему медперсоналу в 36,8%, по младшему в 43,6%.

     В остальных организациях индикативные показатели не выполнены, что является нарушением действующего законодательства и на это указывается в актах проверок учреждений здравоохранения Государственной Инспекцией Труда в Челябинской области. Имеется и решение суда, обязывающее главного врача Кунашакской районной больницы довести заработную плату медработников до индикатива за прошлые годы. Сумма выплат более 12 миллионов рублей.

     За 10 месяцев 2016 года (по данным Министерства здравоохранения Челябинской области) среднемесячная зарплата составляет:

- в здравоохранении области  – 26 092,60 рубля (на 4,0% выше средней заработной платы 2015 года). За последние годы происходит уменьшение разрыва между уровнем зарплаты в здравоохранении и средней заработной платы по экономике области (29197,8 рубля). Это соотношение в 2015 году составляло 85,2%, в 2016 году – 89,4%;

- по врачам и работникам, имеющим высшее фармацевтическое или иное высшее образование, предоставляющим медицинские слуги – 47 186,44 руб. или 165,3 % от установленного индикатива (на 2,4% выше средней заработной платы 2015 года и на 5,7 % превышает индикатив);

- по среднему медицинскому персоналу – 24 776,76 руб. или 86,8 % (на 3,4% выше средней заработной платы 2015 года и на 0,5 % превышает индикатив);

- по младшему медицинскому персоналу – 14 795,11 руб. или 51,8 % (на 3,4% выше средней заработной платы 2015 года и на 0,5% ниже индикатива);

- по прочему персоналу – 17 766,12 руб. (на 5,1% выше средней заработной платы 2015 года, индикатива нет).

- по государственным учреждениям (бюджетные, автономные, казенные):

у врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование средняя заработная плата к уровню 2015 года увеличилась на 4,1 % и достигла 49 594,25 рубля (или 173,8 % индикатива);

у среднего медицинского персонала средняя заработная плата к уровню 2015 года увеличилась на 2,6% и составила 24 840,27 рублей (или 87,0% индикатива);

у младшего медицинского персонала средняя заработная плата увеличилась к уровню 2015 года на 2,2 % и составила 14918,4 рублей (или 52,3 % индикатива).

- по муниципальным учреждениям здравоохранения:

у врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование средняя заработная плата к уровню 2015 года увеличилась на 5,7 % и составила 46 691,71 рубль (или 162,9 % индикатива);

у среднего медицинского персонала средняя заработная плата к уровню 2015 года увеличилась на 5,5% и достигла 24 716,63 рублей (или 86,6 %  индикатива);

у младшего медицинского персонала средняя заработная плата к уровню 2015 года увеличилась на 4,8 % и составила 14 594,56 рублей (или 51,1 % индикатива).

Анализ зарплаты показал, что средние показатели зарплаты медицинских работников со сходным уровнем квалификации, стажем и должностью в различных медицинских организациях существенным образом различаются.

     Самый высокий  уровень средней заработной платы по категориям:

«врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее образование» отмечен в:

ГБУЗ «Городская больница № 4 г. Златоуст» - 61 952,03 рубля,

ГБУЗ «Областная больница г. Троицк» - 60 025,98 рублей,

ГБУЗ «ЧОКБ» - 66 547,68 рублей,

ГБУЗ «ООД № 2» - 68 508,19 рублей,

ГБУЗ «ООД № 3» - 67 829,69 рублей;

по категории «средний медицинский персонал» высокий уровень средней заработной платы наблюдается в:

ГБУЗ «ЧОКБ» - 34 383,45 рубля,

ГБУЗ «ОКБ №3» - 29 609,33 рублей,

ГБУЗ «ООД № 2» - 31 690,51 рублей,

ГБУЗ «ООД № 3» - 32 764,22 рублей,

ГБУЗ «ЧОКОД» - 32 073,48 рублей,

МУЗ «СП №2» Магнитогорский ГО - 32073,98 рубля,

МУЗ «СП №3» Магнитогорский ГО - 33657,21 рублей,

МБУЗ Диагностический центр Челябинский ГО – 30843,87 рубля,

МБУЗ ССМП г.Челябинска – 30972,34 рубля,

МБУЗ СП №1 г.Челябинска – 35704,65 рубля,

МБУЗ СП №6 г.Челябинска – 33595 рубля,

по категории «младший медицинский персонал» высокий уровень средней заработной платы наблюдается в:

ГБУЗ ЧОБСМЭ - 23 844,54 рубля,

ГБУЗ «ООД № 3» - 21 260,53 рублей,

ГБУЗ «Областной дом ребенка № 1» - 20 738,37 рублей.

Низкий уровень заработной платы по категориям:

«врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее образование» наблюдается в:

ГБУЗ «Областная больница» рабочего поселка Локомотивный - 29 862,5 рублей;

ГКУЗ «Врачебно-физкультурный диспансер» г. Троицк - 24 190,4 рублей,

МУЗ ССМП Коркинского МР – 30760 рублей;

«средний медицинский персонал» низкий уровень средней заработной платы отмечен в:

ГБУЗ «Нязепетровская ЦРБ» - 17924,94 рубля,    

Нязепетровском муниципальном районе - 18 644,52 рубля;

«младший медицинский персонал» низкий уровень средней заработной платы в:

ГБУЗ Районная больница г. Катав-Ивановск – 10257,22 рублей,

ГБУЗ  «Амбулатория Троицкого муниципального района» - 9514,73 рубля ,

МБУЗ Миньярская ГБ – 10023 рубля,

Красноармейском - 10 527,38 рублей.

Во многих учреждениях наблюдается снижение достигнутого уровня заработной платы в 2015 году.

На Коллегии Министерства здравоохранения Челябинской области принято решение: руководителям учреждений здравоохранения во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» довести заработную плату медицинских работников до установленного уровня индикативных показателей, сохранить уровень заработной платы в 2016 году, не ниже уровня, достигнутого в 2015 году.

Целью Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда является не только повышение оплаты труда, но и решение следующих основных задач:

– совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

– создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;

– развитие кадрового потенциала работников учреждений и др.

     На основе положительного опыта «пилотных проектов» Минздравом России совместно с Минтрудом Российской Федерации и при участии представителей Федерации независимых профсоюзов России разработаны Единые рекомендации субъектам по внедрению новых подходов к формированию заработной платы с увеличением доли оклада до 55-60%.

     В настоящее время в области продолжается работа по совершенствованию структуры заработной платы в сторону увеличения гарантированных выплат. Система оплаты труда, утвержденная Правительством области подразумевает доведение окладной части заработной платы работникам до 55-60%, компенсационных выплат до 10-15%, стимулирующих выплат до 30%; актуализацию выплат стимулирующего характера, которые должны в полном объёме базироваться на качестве и эффективности деятельности каждого работника и учреждения в целом.

     Начиная с июня 2015 года Областным комитетом Профсоюза совместно с представителями Минздрава России, Центрального комитета Профсоюза и Министерства здравоохранения Челябинской области была проведена большая работа по совершенствованию системы оплаты труда в области. Несмотря на настоятельные рекомендации Минздрава России об отмене стимулирующих выплат за стаж работы, ученую степень, почетное звание на региональном уровне нам удалось эти выплаты сохранить, что нашло отражение в Постановлении Правительства Челябинской области от 21 октября 2015 года №552-П. Кроме того, согласно Положения с 1 января 2016 года увеличены должностные оклады медицинских работников и некоторых специалистов, установлены конкретные размеры выплат за квалификационную категорию, выслугу лет. А вот конкретные размеры персонального повышающего коэффициента (в пределах 1,5 должностного оклада), выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (не менее четырех процентов), в ночное время (не менее 20 процентов оклада), стимулирующие выплаты по результатам работы, выплаты молодым специалистам должны устанавливаться учреждением самостоятельно с учетом мнения выборного профсоюзного органа, исходя из своих финансовых возможностей. В Постановлении Правительства Челябинской области от 26 января 2016 года №6-П учтены предложения областной организации Профсоюза, а именно, конкретизирован порядок установления выплат за выслугу лет медицинскому и прочему персоналу, за квалификационную категорию педагогическим работникам; установлены должностные оклады социальному работнику, специалисту по охране труда; повышены оклады биологу, медицинскому психологу и некоторым другим работникам.

     Однако, некоторыми работодателями положения об оплате труда работников не приведены в соответствие с данным Постановлением и это ухудшает условия оплаты труда отдельных работников. Комитетом Профсоюза подготовлены и направлены письменные обращения в Управление здравоохранения администрации города Челябинска, руководителям учреждений здравоохранения о приведении Положений об оплате труда работников в соответствие с действующими нормативными правовыми актами, принятыми Правительством Челябинской области.

 

     В сегодняшней ситуации от профсоюзных органов всех уровней требуется не только много усилий, но и профессиональных знаний по отстаиванию прав работников, обеспечению объективного подхода к установлению заработной платы в зависимости от квалификации работника, сложности и условий выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.